• Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Louise  
Пантомима
Louise Дата: Воскресенье, 06-02-2011, 18:34 | Сообщение # 1 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
ПАНТОМИМА

ПАНТОМИМА (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все), искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление без слов.

Истоки пантомимы восходят к языческим религиозным ритуалам, к искусству древнегреческих мимов. Как вид театра появилась в Римской империи в эпоху Августа (27–14 до н.э.) В средневековье пантомима была запрещена церковью, но продолжала жить в искусстве странствующих мимов, гистрионов, жонглеров, скоморохов и менестрелей. Расцвела в 16–18 вв. в импровизационной комедии дель арте, театре бродячих итальянских актеров, которые включали в представление бессловесную интермедию. Первой пантомимой стала бытовая (любовная) мелодрама, арлекинада. В 18–19 вв. арлекинада превратилась в излюбленный жанр французского балаганного театра.

В театре нового времени пантомима впервые появилась в виде театрализованного балета (пантомима Д.Уивера в театре «Друри-Лейн» в Лондоне, 1702). В течение 18 в. существовала в театрах в качестве интермедий в антрактах трагедий и комедий, став предтечей водевиля. В 1750 пантомима стала составной частью драматического балета Ж.Ж.Новера.

Этапным в развитии пантомимы стало творчество Ж.Г.Б.Дебюро в парижском театре «Фонамбюль» (1819), когда он вывел на подмостки Пьеро, и Пьеро стал классическим персонажем пантомимы, а Дебюро положил начало лирической поэтической пантомиме.

В конце 19 в. пантомима развивается в европейских мюзик-холлах и театрах миниатюр как отдельные эстрадные номера. В 20 в. зародилась марсельская школа пантомимы во главе с Л.Руффом. В Англии в труппе Ф.Карно впервые выступил Ч.Чаплин. В Германии пантомимой занимался М.Рейнхардт.

Взлет пантомимы во второй половине 1950-х связан с появлением беспредметной пантомимы на основе наследия Дебюро. В 1933 Ж-Л.Барро стал использовать пластику как самодостаточный язык. М.Марсо (1923–2007) изобрел маску клоуна Бипа. Современный мим в совершенстве владеет телом и знает язык балета, он акробат, жонглер, драматический артист. Он философ: его искусство мимики и жеста обладает широтой обобщения, богатством ассоциаций и оттенков настроения (Лошадь Барро, В мастерской масок Марсо).

Виды пантомимы: танцевальная (произошла из культуры первобытного общества, сохранилась в плясках многих народов);

классическая – из зрелищ древней Греции и Рима, соединяет действие, музыку, стихи;

акробатическая (пришла из восточного театра, сочетается с прыжками, жонглированием);

эксцентрическая (строится на комической ситуации с использованием гротескового реквизита).

Два последних вида пантомимы активно используются в цирке, существуют также такие виды цирковых пантомим как батальная, зоопантомима, приключенческая и водяная феерия со сценическими эффектами и массовыми сценами. Пантомимы со спецэффектами и массовыми сценами – высшее достижение манежного искусства, всегда становятся событием в цирке (Октябрь на арене (1927), Москва горит (1930), Выстрел в пещере (1954), Конный ансамбль донских казаков (1947), Медвежий цирк В.Филатова (1957), Бумбараш (1977)).

Жанры пантомимы: Пантомиме подвластно все: трагедия, драма, новелла, памфлет, сказка, миф, поэма, эстрадная миниатюра. Это может быть пантомима одного актера или коллектива мимов. Лаконичному, метафоричному искусству пластики доступна та же глубина философского обобщения, то же богатство красок и полутонов, которым обладает искусство драматическое.

В России истоками пантомимы стали святки, масленница, различные обряды (сватовство), а также, как и в Европе, балаганные ярмарочные театры и клоунада.

С 1910-х в творчестве режиссеров модерна возникла драматическая пантомима (К.Маржданов Слезы, Н.Евреинов Кривое зеркало, В.Мейерхольд Шарф Коломбины, А.Таиров Покрывало Пьеретты, Ящик с игрушками). Традиции пантомимы театра дель арте эстетически переосмысливались и стилизовались с позиций режиссерского театра, сопровождались музыкой, чтением стихов, хореографией. В 1930–1940-х развитие пантомимы в России замедлилось, культивировался приоритет слова, как искусства, более понятного массам. Даже в цирках мимов заменили говорящие клоуны. Зато значительное место в те же годы пантомима стала занимать в балете. Возникли драмбалеты, хореодрамы Л.Лавровского, Р.Захарова, в которых чистая танцевальность была вытеснена пантомимой.

Традиции пантомимы сохранились в творчестве актера Камерного театра А.Румнева, актеров П.Алексеева, А.Райкина, К.Райкина, мимов С.Каштеляна, Н.Павловского, Р.Славского.

Подъем пантомимы во второй половине 1950-х связан со знакомством русской публики с искусством беспредметной пантомимы Декру, Барро, Марсо, а также с творчеством Дебюро, о котором советские зрители узнали из фильма М.Карне Дети райка (1944). Появились такие произведения русского пантомимического жанра, как Жемчужина А.Румнева, Звездный дождь Л.Енгибарова, Бумажный солдатик и Причуды мима А.Жеромского.

И на Западе, и в России существуют два типа пантомимы – с участием одного актера (Л.Енгибаров, А.Елизаров, А.Жеромский, бывшие «лицедеи»: Р.Городецкий, Петербург, Н.Терентьев, Чикаго, С.Шашелев/Чора, Л.Лейкин и В.Кефт, США) и пантомима театральная с коллективом актеров, декорациями, сценарием (Экспериментальный театр-студия под руководством А.Румнева, Московский театр мимики и жеста Всероссийского общества глухонемых под руководством П.А.Савельева, Московский театр пластической драмы ОКТАЭДР под руководством Г.Мацкявичуса., клоун-мим театр «Лицедеи», Театр В.Полунина, театр бывшего «лицедея» А.Адасинского «Дерево», Дрезден).

Пантомима существует и в виде отдельных номеров на эстраде (В.Арьков, Э.Коновалов, И.Рутберг, А.Чернова и Ю.Медведев, пластический дуэт, создавший в Театре на Таганке спектакль по песням Б.Окуджавы Работа есть работа, С.Власова и О.Школьников, Б.Амарантов, Н.и О.Кирюшкины).
Елена Ярошевич, http://www.krugosvet.ru/enc....age=0,1

Мозгоклюв Дата: Воскресенье, 06-02-2011, 21:24 | Сообщение # 2 |
Speed Demon
Репутация:
Награды:
Сообщения:
1038
Из:
апатиты
очень интресно!!спасибо за тему!!))))пантомиму я люблю))))
Louise Дата: Понедельник, 07-02-2011, 11:17 | Сообщение # 3 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
Мозгоклюв, спасибо за участие!
Мозгоклюв Дата: Понедельник, 07-02-2011, 22:18 | Сообщение # 4 |
Speed Demon
Репутация:
Награды:
Сообщения:
1038
Из:
апатиты
Louise, на выходных прочитаю нормально))а то сейчас не успеваю ниче sad
Louise Дата: Понедельник, 07-02-2011, 22:39 | Сообщение # 5 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
Из Большой Советской Энциклопеди:

Пантомима (от греч. pantómimes — актёр, играющий с помощью одних телодвижений, буквально— всё воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика. Истоки искусства Пантомима в Европе — в театре Древней Греции и Рима. В средние века к Пантомима обращались гистрионы, жонглёры и др., в средние 16—18 вв. она возродилась в итальянской комедии дель арте. В 19 в. Пантомима как самостоятельную театральную форму развивали Дж. Гримальди (Великобритания), Ж. Б. Г. Дебюро (Франция)— создатель знаменитой маски Пьеро. В последней трети 19 в. Пантомима разыгрывались преимущественно на сценах мюзик-холлов. Во Франции сформировалась так называемая марсельская школа во главе с Л. Руффом. В Великобритании выступали Д. Лейно, Л. Тич, труппа во главе с Ф. Карно, в которой начал творческую деятельность Ч. Чаплин. В начале 20 в. Пантомима занимала значительное место в работе видных режиссёров Германии (М. Рейнхардт и др.). В 1930— начало 70-х гг. самые известные актёры Пантомима— Ж. Л. Барро, М. Марсо (Франция), Л. Фиалка (Чехословакия), Х. Томашевский (Польша).

В России Пантомима входила в состав многих народных игр и обрядов, выступлений скоморохов. В 19 в. Пантомима ставились на подмостках балаганов и в цирках. В 1910-х гг. выразительные средства Пантомима привлекли внимание режиссёра К. А. Марджанова, Н. Н. Евреинова, А. Я. Таирова, В. Э. Мейерхольда.

Особый вид — Пантомима в сопровождении музыки, пения, ритмического аккомпанемента — распространён с древнейших времён в Индии, Индонезии и др. странах Азии.

Современная Пантомима включает в себя искусство мима (один актёр) и представления со всеми признаками театрального спектакля. В Советском Союзе получили развитие оба вида.

Лит.: Румнев А., О пантомиме. Театр кино, М., 1964.
http://bse.sci-lib.com/article086660.html

Индия.
В соответствии с индуистской легендой, мир был создан танцующим богом Шивой. Своим божественным танцем Шива уничтожил враждебных ему демонов, и с тех пор боги всегда танцевали. Танец рассматривался как явление божественное, дар богов человечеству. Примерно в 5 в. н.э. мудрец Бхарата в трактате Натьяшастра сформулировал художественные принципы танца и систему обучения, а также запечатлел строгие правила языка жестов.

В санскрите «танец» и «драма» обозначаются одним и тем же словом – «натья», что отражает неразрывность этих понятий. Бхарата говорит о «нритье» – выразительном танце-пантомиме, который излагает целую историю, и о «нритте» – чистом танце ради танца, в котором танцующий полностью отдается стихии ритмов. Как и все восточные танцы, индийский традиционный танец связан главным образом с верхней частью туловища. Существуют правила, касающиеся позиций ступней – на полу и в воздухе и разных приемов исполнения движений ногами. Индийский танцовщик обучается также спиралевидным движениям и прыжкам. Язык кистей рук – мудра – прекрасен в своем многогранном символизме. Есть правила (хаста), которые определяют также движения, связанные с туловищем, плечами, предплечьями, шеей. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук в 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Далее, есть типы движений для шеи и для бровей, а также 36 типов взглядов, выражающих разные эмоциональные состояния. http://www.krugosvet.ru/node/39681?page=0,7

Galoshka Дата: Воскресенье, 27-02-2011, 17:22 | Сообщение # 6 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону

"Лицедеи" - всемирно известный клоун-мим-театр, единственный в России театр клоунады, организованный в 1978 году Вячеславом Полуниным. За годы существования театр объездил с гастролями не только всю Россию и страны бывшего СССР, но и США, Канаду, Колумбию, Новую Зеландию, Кубу, Бразилию, Гонконг, Китай, Японию, Вьетнам, Германию, Францию, Испанию, Великобританию, Нидерланды, Данию, Австрию, Люксембург, Швейцарию, Чехию, Польшу, Болгарию, Финляндию, Израиль.
Стиль театра "Лицеди" - неограниченная фантазия - фейерверк радости, остроумия и детски-удивленного отношения к миру. Такие "лицедеевские" номера, как "Блю Канари", "Низя", "Ассисяй" и спектакли "Чурдаки", "Ай-яй-яй-Ревю", "Фантазеры" давно стали классикой мировой клоунады.

"Blue Canary". Театр Лицедеи



Сообщение отредактировал Galoshka - Воскресенье, 27-02-2011, 19:18
Louise Дата: Воскресенье, 27-02-2011, 17:46 | Сообщение # 7 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
Всё та же тема... Не могу от неё уйти...

Это же самая настоящая пантомима!!!

Galoshka Дата: Воскресенье, 27-02-2011, 18:06 | Сообщение # 8 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону
Quote (Louise)
Это же самая настоящая пантомима!!!

Согласна. У него работает все: мимика, жесты, каждая клеточка, каждый нерв,каждая мышца. Даже отключив звук, видишь его песню, его танец,, понимаешь, о чем идет речь. Да, не многие совр. артисты на это способны. За это мы его и любим. Хотя я и не знаю, за что любим. За то, что был, светил и продолжает светить! Зато, что стал частью каждого из нас... Ой, что то не по теме.
Louise Дата: Понедельник, 28-02-2011, 12:23 | Сообщение # 9 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
Quote (Galoshka)
У него работает все: мимика, жесты, каждая клеточка, каждый нерв,каждая мышца. Даже отключив звук, видишь его песню, его танец,, понимаешь, о чем идет речь. Да, не многие совр. артисты на это способны.

Галочка, я думаю, есть артисты, способные на многое. Но Майкл неповторим. Понимаешь, каждое его движение, даже самое незаметное, малейший взмах ресниц, поворот головы......Это только ЕГО... Можно делать то же самое, что и ОН, но скопировать нельзя. Майкл - Звезда. Не в понятии, которое вошло в нашу жизнь (звезда=артист-однодневка), а настоящая Звезда, свет которой будет идти к нашей Земле миллионы лет.....

Эта улыбка иллюстрирует всё, что я сейчас сказала.

Quote (Galoshka)
Зато, что стал частью каждого из нас... Ой, что то не по теме.

Как раз по теме. hi_all
Galoshka Дата: Пятница, 04-03-2011, 08:39 | Сообщение # 10 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону
Каменный гость
На Курортном бульваре в Кисловодске появилась новая достопримечательность – живая скульптура, изображающая известного средневекового художника Рембрандта

Для европейских столиц живые скульптуры уже давно стали атрибутом туристических экскурсий, телевизионных съемок. В нашей стране это явление новое. Как утверждает хореограф, балетмейстер и актер-мим Игорь Арончик, свое путешествие по России этот жанр уличного театра начал именно с Кисловодска и Кавказских Минеральных Вод. Как ему работалось в «должности» Рембрандта в разных странах Европы и на Кавказских Минеральных Водах, актер рассказал корреспонденту «Открытой».

- Игорь, как себя чувствуют живые скульптуры на Западе?
- В 1996 году я приехал в Амстердам. До сих пор я убежден, что учиться культуре надо не в какой-то другой европей-ской столице, а обязательно в Амстердаме. Нидерланды – самая демократическая страна, в ней высокий уровень жизни и высокий уровень культуры.
Возле многочисленных ресторанчиков в Амстердаме когда-то стояли картонные повара - кто с меню, кто с кружкой. И почти возле каждого магазина там всегда околачивались бездомные попрошайки.
В какой-то момент амстердамских нищих переодели в смокинги, белые перчатки: кто зазывающе рукой на дверь укажет, кто входящему поклонится - получали за это от посетителей монетку. Постепенно рестораторы уже сами стали приглашать таких безмолвных зазывал постоять возле их учреждений.
- Как начиналась для вас карьера живой скульптуры?
- Я заметил в 1996 году в Амстердаме актера-профессионала из Финляндии. В белом костюме, белой шляпе, на постаменте, в белом гриме. Он неплохо работал. Я пригласил его в театр живых скульптур. Позвал туда еще корсиканца-кукольника и профессионального актера голландца. Но что-то у нас не пошло.
Однако, несмотря на нашу, как нам тогда казалось, не очень успешную работу, когда издавался путеводитель по Амстердаму, нам предложили сняться для обложки. Приходилось даже перевоплощаться в женский образ – я был статуей Свободы на открытии Берлинского кинофестиваля.
Потом я поехал в Париж. Работал в Лувре по контракту. Стоял возле картины Рембрандта «Ночной дозор». Экскурсовод подводил к картине группу. Стучал палочкой, я «оживал», делал туристам реверанс. Срабатывало, многие от удивления просто от меня шарахались.
- Как родился образ Рембрандта? Поговаривают о существующем в реальности памятнике, очень похожем на вас
- Наверное, поэтому я и выбрал Рембрандта. В Амстердаме две его статуи. Одна стоит на Рембрандт-плэй, совсем на меня не похожа. А вот на фасаде Центрального музея в арке стоит полная моя копия. Я когда увидел, обалдел. Это бывший королевский дворец, арка на въезде, высоко. Мало кто замечает, проезжают под ней на роликах, велосипедах, пешеходы бегут, вниз в основном смотрят.
Я специально сделал фильм, его можно увидеть в Интернете. Снимал статую Рембрандта в Амстердаме и себя, чтобы своими глазами каждый убедился, что похоже - один к одному. У меня сейчас только усы поменьше. Ношу свои – раньше клеил. Я даже думаю, что характеры у нас похожи.
- Наверное, работа живой скульптурой на улицах и площадях носит сезонный характер?
- Я специально сшил себе зимний костюм, заказал ботфорты, как на оригинале статуи Рембрандта. В Европе зимы мягкие, можно спокойно работать на улице.
- Не каждому со своим образом удается попасть в Лувр. Наверняка у вас были и другие запомнившиеся выступления...
- Проходил в Амстердаме Евросовет, меня пригласили туда выступать. Работа была поистине уникальная. Меня поставили в музее на большой столб в 2,5 метра и сказали, чтобы я сам придумал что-нибудь. Я стоял, постоянно поворачивался и немного помахивал рукой. Для всех глав государств-членов Евросовета, которые приехали в Амстердам, это было очень приятно. Мне потом рассказывали, что многие подумали, будто мой Рембрандт - это недавно изобретенный компьютер, который специально поставили приветствовать гостей Амстердама.
Чуть не испортила все впечатление от моего выступления маленькая девочка, которая подошла ко мне и пропищала: «А он живой, я его глаза видела!» (я тогда еще стоял прищурившись). И я решил: глаза надо закрывать полностью. Сделал себе больше морщин, напустил больше грозности, чтобы стоять с закрытыми глазами было легче. И для себя выяснил, что, стоя на тумбе с закрытыми глазами, гораздо легче держать равновесие.
Вскоре после Евросоюза в журнале профсоюзов Амстердама вышла обо мне большая статья. Меня стали часто приглашать для участия в рекламных акциях, на различные презентации, открытия кинофестивалей, симпозиумов.
Я выступал в Кёльне в Германии на большой площади у Домского собора, на 750-летие этого собора приехали католические архиепископы всех стран мира.
В Амстердаме проходила международная книжная ярмарка. Одно издательство выпустило альбом репродукций Рембрандта, пригласили меня. Если рядом со стендами других книжных издательств выступали сами авторы – известные и не очень писатели, раздавали всем автографы на купленных тут же произведениях, за альбомом Рембрандта у моих ног выстроилась целая очередь. Каждому покупателю я отвешивал реверанс.
- Можно сказать, что работа живой скульптурой вполне прибыльная?
- Как-то всегда считалось, что работа живой статуей – это удел непрофессионалов, едва ли не единственный способ заработать хоть какие-то деньги в чужой стране, особенно для студентов. Ко мне потянулась молодежь, чтобы я научил их азам профессии, подобрал какой-то образ, помог создать костюм. Я так придумал образы трем статуям в Барселоне, трем в Париже, трем в Амстердаме.
Но меня, в отличие от других, заметили и оценили. Наверное, в этом деле тоже нужен какой-то актерский опыт. На гонорары в Европе я не жаловался. Даже устал от постоянных разъездов в разные города по приглашениям.
- Как вас встретили в Кисловодске?
- Не очень приветливо. Долго не мог получить разрешение работать. Если в Европе все главы городов сами всегда встречали меня с распростертыми объятиями, не заставляя неделями околачивать пороги кабинетов, в Кисловодске я довольно долго добивался аудиенции.
Кисловодчане тоже встретили меня не очень дружелюбно. Реализаторы экскурсионных туров, работающие на Курортном бульваре, на меня просто обижаются. Они считают, что я отвлекаю от них внимание курортной публики. Я даже удивлен. В Европе меня приглашали, чтобы, наоборот, привлечь внимание публики, а здесь мне не очень рады. Где бы я ни появлялся, везде чувствовал к себе искренний интерес.
Теперь у меня план начать работу в России. За три года меня узнали и оценили в Европе, хочу, чтобы узнали и оценили в своей стране. Надеюсь, что к 65 годам (а это почти через три года) меня узнают и в России.
- Вам есть что рассказать о своей работе и разных встречах. Вы еще книгу не написали, чтоб можно было спросить: «Вы Рембрандта читали?»
- Издал книгу в Голландии. Помогли перевести ее на голландский язык. Строю большие планы. Есть идея дополнить свою книгу выступлениями по России и Украине. Я ведь не только о выступлениях пишу. Я езжу по миру, наблюдаю жизнь, слежу за политикой. Мне есть с чем сравнивать жизнь в России. Думаю, если на какой-нибудь книжной ярмарке я как автор буду презентовать свою книгу и раздавать автографы в костюме Рембрандта, от покупателей у меня отбоя не будет.
- Давно ли вы на Кавказских Минеральных Водах?
- Я работаю в Кисловодске с мая. Обычно выхожу на Курортный бульвар около 16 часов, как раз когда туда выходят на променаж курортники. Около месяца поработал в Пятигорске на Провале. Собираюсь пробыть в Кисловодске еще с месяц. Приезжайте, с удовольствием с вами сфотографируюсь.

Прошу прощения за качество видео, снимала сама на примитивный фотик. Смотреть до конца, а то не будет понятен смысл.



Сообщение отредактировал Galoshka - Пятница, 04-03-2011, 09:19
Louise Дата: Суббота, 19-03-2011, 22:01 | Сообщение # 11 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
Quote (Galoshka)
На Курортном бульваре в Кисловодске появилась новая достопримечательность – живая скульптура, изображающая известного средневекового художника Рембрандта

Просто обалдеть!!! Надо же! Плюсик! give_heart
Galoshka Дата: Воскресенье, 20-03-2011, 19:31 | Сообщение # 12 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону
Galoshka Дата: Воскресенье, 27-03-2011, 20:16 | Сообщение # 13 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону
Еще несколько фоток к цирковой пантомиме.


Louise Дата: Воскресенье, 27-03-2011, 21:42 | Сообщение # 14 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
Galoshka, это индийская пантомима, как я поняла?
Башню сносит!!!!!
Люди, которые этим занимаются, бесспорно гениальны! give_heart give_heart give_heart
Galoshka Дата: Среда, 30-03-2011, 14:35 | Сообщение # 15 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону
Стихи о пантомиме.

Эдуардас Межелайтис
Исправно зашнурован рот. Не вырваться и звуку.
Возможно, я в конце концов и вправду стал немым.
Но я на сцене, и берусь рассеять вашу скуку.
Вот только способом каким? Ведь я всего лишь мим.
Чем вас занять? По существу, похож я на любого -
Как все, терпим и нетерпим, раним и нераним.
И разве так же проглотить вам не случалось слово?
Мое отличие лишь в том, что я присяжный мим.
Давайте же без всяких слов руками и глазами
Заговорим о чем-нибудь понятном нам одним.
Ведь я в сиянье ламп и вы в неосвещенном зале -
Не что иное, как большой нерасчленимый мим.
Не зря вы ждете от меня каких-то откровений.
Не в храме я, и нет нужды мне выглядеть святым.
Вам хорошо сидеть рядком, а я замерз на сцене.
Похлопайте, чтобы согреть меня. Я зябкий мим.
Спасибо. Вас изображать начну гуртом и розно,
А вы следите за любым движением моим,
Но только помните о том, что это несерьезно,
И не сердитесь на меня. Ведь я всего лишь мим.

Александр Вертинский
Маленькая балерина
Я - маленькая балерина,
Всегда нема, всегда нема,
И скажет больше пантомима,
Чем я сама.
И мне сегодня за кулисы
Прислал король
Влюбленно-бледные нарциссы
И лакфиоль...
И, затаив бессилье гнева,
Полна угроз,
Мне улыбнулась королева
Улыбкой слез...
А дома, в маленькой каморке,
Больная мать
Мне будет бальные оборки
Перешивать.
И будет штопать, не вздыхая,
Мое трико,
И будет думать, засыпая,
Что мне легко.
Я - маленькая балерина,
Всегда нема, всегда нема,
И скажет больше пантомима,
Чем я сама.
Но знает мокрая подушка
В тиши ночей,
Что я - усталая игрушка
Больших детей!

Galoshka Дата: Среда, 30-03-2011, 14:37 | Сообщение # 16 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону
Василев Сергей Александрович - псевдоним в пантомиме Sinto. Актер, режиссер, мим, режиссер праздников, ведущий, в прошлом КВНщик.
(Очень понравился)

Louise Дата: Среда, 30-03-2011, 21:42 | Сообщение # 17 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
Quote (Galoshka)
Василев Сергей Александрович - псевдоним в пантомиме Sinto.

Да, мне тоже понравился. Плюс!
Galoshka, я думаю, искусство пантомимы одно из сложнейших на земле!
Мало уметь соответствующе двигаться, гримироваться и т.д. Надо обладать особым даром. Иначе по Станиславскому получится: не верю!
Galoshka Дата: Среда, 30-03-2011, 22:02 | Сообщение # 18 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону
Да, это великое искусство.Пантомима дает возможность выразить то, что не невозможно передать словами. На основе наблюдения за своим телом, знание искусства пантомимы позволяет видеть истинные реакции собеседника. Природный дар здесь просто необходим.
Louise Дата: Среда, 30-03-2011, 22:48 | Сообщение # 19 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
Quote (Galoshka)
На основе наблюдения за своим телом, знание искусства пантомимы позволяет видеть истинные реакции собеседника.

Правда?
Тогда я немного напишу о физиогномике.

ЧТЕНИЕ ЛИЦА ИЛИ ФИЗИОГНОМИКА

Узнавать человека, "читая" его лицо, рассматривая его утонченные или не очень черты это поистинне увлекательное занятие. Можно не распрашивая человека, узнать о нем много интересного. При ведении диалога внимательно слушая собеседника по его лицу можно определить склонность этого человека ко лжи или правоте.

Голова
Остроконечная голова означает человека непостоянного, ветренного, глупого, завистливого, не способного к наукам.

Небольшая голова при длинной глотке означает человека умного, благомыслящего.

Небольшая голова и длинная шея означает глупого, слабого и несчастливого человека.

Лоб

Медным лбом называют человека, который ничему не удивляется, безрассуден, смел и ничем не смущается.

Между широким и круглым лбом есть разница. Если круглота высокого, соразмерного голове лба занимает виски и образует выпуклость, не покрытую волосами, - это знак умственного превосходства, сремление к почестям, гордости. Таких людей отличает также великодушие.

Если посередине лба есть углубление и он нахмурен, наморщен, это знак жестокости, смягченной добродетелями: великодушием и мужеством, умом и здравомыслием.

Очень большой, но круглый лоб без волос ознчает человека смелого, но склонного ко лжи.

Длинный лоб при длинном лице и маленьком подбородке означает жестокость и тиранство.

Брови

Сбористые, жесткие или красные брови означают человека наглово, завистливого.

Белые брови означают женоподобного, ветренного, шутливого человека.

Сросшиеся брови означают человека вредного, грубого и жестокого. В былые времена ненавидели сросшиеся брови, считая, что такие брови характерны для старых колдуний. Если у женщин такие брови, то она ревнива, завистлива, вздорна. Это относится и к мужчинам с такими бровями.

Когда брови щетинятся и двигаются, это признак смелости и отваги.

Косматые брови означают человека простого, откровенного в делах и искреннего.

Черные, мягкие, ровные брови означают хорошего, доброго человека.

Глаза

Если у человека приятный вид, открытые, красивые, не слишком большие глаза, это говорит о его уме и здравомыслии.

Слишком большие и широко раскрытые глаза человека говорят о его болтливости, мечтательности, лживости, лени, сладострастии.

Просто большие глаза - чувственность, мужество и задатки лидера.

Когда глаза глубоко посажены, то это означает завистливого, подозрительного и раздражающегося из-за пустяков человека; знак жизненных неудач, недоверчивости, хитрости, жадности.

Небольшие глаза - постоянство, замкнутость, упрямость, самодовольство.

Маленькие глаза - живость и любознательность, красноречие.

Люди с узкими глазами и пристальным взглядом жестоки.

Бегающие глаза означают непостоянство натуры, склонность ко лжи, бестыдству, дерзости.

Маленькие, круглые и бегающие - цинизм и обман.

Продолговатые глаза - ум.

Прищуренные, впалые глаза - проницательность, недоверчивость, хитрость, завистливость.

Глаза "сфинкса" (удлинненые разрезы с приподнятыми уголками глаз) -утонченность натуры.

Цвет глаз

Черные, коричневые и зеленые - отражают полноту жизненной энергии.

Голубые глаза - чувствительность, добродушие, покладистость, спокойствие.

Голубые и серые глаза имеют те, в чьем гороскопе силен Уран. Это нейстральные цвета, и обладатели таких глаз всегда сохраняют позицию нейтралитета, стороннего наблюдателя.

Глаза от карих до черных тонов имеют те, у кого Луна преобладающая планета.

Зеленые глаза - это женский цвет, цвет любви, мягкости, гармонии. Это цвет Нептуна. Зеленоглазые люди способны на большую отдачу, от них правда, исходит не только хорошее, но и дурное влияние.

Светлые тона (кроме желтого) - указывают на дефицит жизненной силы, недостаточность воли.

Карие глаза - это мужской цвет - цвет Плутона. Люди с таким цветом глаз способны и отдавать и получать энергию, но действия планет в их гороскопее всегда связаны с проявлением Плутона.

Нос

Люди с согнутым носом и над ним круто возвышающимся лбом бывают смелы, красноречивы, горды, великодушны и щедры.

Остроконечный нос означает людей вспыльчивых, строгих, суровых, не выносящих противоречия.

Большие, длинные, широкие носы с широкими ноздрями означают отвагу, чистоту нрава, невинность.

Толстый и широкий нос означает несмышленного, лживого, грубого, невоздержанного в любви человека.

Широкий нос с небольшой впадиной посередине, вздернутый означает человека гордого, нагловатого, болтливого и вздорного.

Рот

Маленький рот означает озабоченность борьбой, существование, слабый характер.

Большой рот означает человека дерзкого, смелого, мужественного, чрезмерного во всем, насмешливого.

Если же рот, напротив, средней величины, то обладатель его скрытен, скромен, положителен, целомудренен, щедр, боязлив.

Узкий рот означает людей скрытных.

Небольшой рот с опущенными уголками губ подчеркивает чувствительность натуры.

Губы

Тонкие - щепетильность владельца.

Выпуклые полные губы - жизненный успех.

Горизонтальные губы - знак эмоциональной уравновешенности.

Верхняя губа выступает над нижней - выдает нерешительность, если наоборот, то знак эгоистичности.

Маленькие губы означают, что человек предусмотрителен, благоразумен, умен.

Большие губы и при этом нижняя отвисшая губа означает ветренников, глубцов, злых людей.

Подбородок

Толкователи приходят к соглашению, что острый подбородок, так же как согнутый, острый нос, означает отвагу, а также гневливость. Вместе с тем человек может легко достичь победы в делах.
http://www.kirishi.ru/~iris/raznosti/fizio.htm

В связи с этим возникает вопрос: руководствуются ли мимы этими знаниями? Изучают ли углублённо физиогномику?

Galoshka Дата: Четверг, 31-03-2011, 11:54 | Сообщение # 20 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону
Интересное интервью с профессором кафедры пантомимы и пластической культуры

Илья Рутберг
Редактор и ведущий Мумин Шакиров

Мумин Шакиров: Илья Рутберг дебютировал в кино в начале 60-х, сыграл в 50 фильмах, да еще в каких! "Добро пожаловать, или посторонним вход запрещён", "Ты - мне, я - тебе", "Безымянная звезда", "Свадьба", "Макаров". Ученик Марии Осиповны Кнебель, Илья Рутберг стоял у истоков театра МГУ "Наш дом". В свое время на героя студенческих капустников, мастера гротеска и буффонады ходила вся Москва. Пантомимой он увлекся, будучи студентом Московского энергетического института. Признание получил у самого Марселя Марсо. Ныне Илья Рутберг возглавляет единственную в мире кафедру пантомимы и пластической культуры в театре Академии переподготовки работников искусства. Ну и вопрос ему, как профессору и педагогу: какие чувства и эмоции сложнее всего выразить языком пантомимы?
Илья Рутберг: Передать, сыграть, выразить в действии, в том числе и в действии языком пантомимы, можно все. Просто у одного - одни пределы, у другого - другие пределы. У одного - одна область близких ему проблем, эмоций задач, которые стоят перед актером, у другого - другая.
Мумин Шакиров: Разные культуры по-разному воспринимают языки жестов. Вам попадались такие народы или такой зритель, для кого ваши жесты были оскорбительны или категорически неприемлемы?
Илья Рутберг: Конечно. Одни и те же жесты могут быть у одного народа приветствием, у другого - оскорблением. У нас жест, когда мы киваем головой вперед, означает "да". У болгар знак "да" - это покачивание головой слева направо. В пантомиме, как и в жизни, своеобразный язык, который не требует слов, рождается на той же основе, что и в жизни.
Я выступал в Дании, и была такая пантомима "Студент, опоздавший на лекцию". Это был лихой молодой человек, который врывался на лекцию в большую аудиторию к очевидно интеллигентному и терпимому лектору. А дальше он наглел, начиная с того, что он затевал диалоги через всю аудиторию, знаковые, эти знаки были понятны. Но этот студент разваливался на воображаемой скамье или стуле, и мне надо было присесть. Это была довольно трудная задача, потому что пантомима иногда шла 7 минут, а иногда 30, и надо было вот так сидеть, но дело не в этом. Когда я сел, развалился и широко, вольготно раздвинул ноги, притом что до этого момента шел хохот и аплодисменты, вдруг я увидел, что некоторые люди стали вставать и уходить. Это было тотальное "фу", это было недостойно. Притом что люди были по-разному одеты, и были вольности в одежде, и современные тенденции в одежде какие угодно, но это было недопустимо. Как я понимаю, это определенные нормы этикета. Я внедрился, по их понятиям, в порнографию. Когда я разобрался, я устроил себе задачу намного труднее - я сел на одну ногу и колено на колено положил - и все пришло в норму.
Мумин Шакиров: Глядя на вас, я вижу, что вы очень стройный, худощавый, вам легко, допустим, закидывать ногу на ногу. А что если пантомимой занимается человек полноватый - имеет это значение или нет?
Илья Рутберг: Искусство не знает предела. Вот человек из моей практики. Спектакль в Театре Советской Армии, мой учитель Мария Осиповна Кнебель приглашает меня, она там ставила спектакль по Леониду Андрееву "Тот, кто получает пощечину". Великий физик, преданный учеником и любимой женой, решает уйти в другой мир, где нет предательства, - в цирк. Он ничего не умеет в цирке, поэтому решает быть клоуном. Он и клоуном ничего не умеет, он может только получать пощечины, чем он и занимается в цирке. И вот он уходит в другой мир. Я придумал там группу персонажей. Отобрал высоких, стройных, гибких артистов по классическим канонам пантомимы, одел из в длинные черные плащи, котелки, черные брюки из-под низкого плаща, лаковые ботинки, а на голове - две маски: одна обращена вперед, другая - назад, и мы никогда не знаем, где у него перед, а где у него зад. Это персонажи, которые раскрывали внутреннюю жизнь души героя. А героя играл тогда уже сердечный и полноватый, грандиозный артист Андрей Алексеевич Попов. И вот он идет, хочет вырваться - и у него внутренние преграды, ему есть что терять. Но он очень хочет вырваться, и он устремляется из глубины сцены в зрительный зал, а на самой авансцене - частоколом вот эти 10 фигур, как забор. И Тод (главный герой) натыкается на этот забор. Он хочет его обойти, начал обходить справа, дошел до края - забор передвинулся, и снова он в середине забора. Хочет слева - и снова передвинулся забор. Хитростью хочет оползти так, по-другому, разными способами, но забор все время перед ним. И тогда он решает попросить забор его пустить.
И я ни слова не сказал Попову, Попов не занимался со мной пластикой, но он был просто гений. Тело его, вот это грузное тело человека с одышкой, превратилось в теплое облако, и он начал волнообразно обволакивать, обглаживать каждую из "палок" этого частокола. И когда он действовал так, это требовало очень серьезной пластической нагрузки, профессиональной для мима. Драматический актер с этим не встречается. Попов это сделал блистательно, потому что это такой актер.
Так может актер быть полноватым, грузным? Может. Актер всегда использует один из своих инструментов внешности, но любая внешность - это инструмент.
Мумин Шакиров: Для классического драматического артиста очень важно, чтобы был хороший голос и выразительные глаза. А что важно для артиста, занимающегося пантомимой?
Илья Рутберг: Чтобы он была артист. Потому что мизинец может быть так же выразителен, как глаз. Я видел блистательный спектакль у поляков по Мишелю Де Гельдероду "Слепцы", когда все актеры согнулись пополам в трико, и ягодицы были глазами. Между ними в щелочку повесили морковку - и это были лица. Как смотрели эти ягодицы! И какие возможности открыл этот театр! Блистательно! Но в результате кульминации и всяких перипетий, катастроф люди разогнулись и открыли глаза. И мы все поняли, что глаза - это такой особенный орган наш, который нельзя заменить ничем. Потому что ягодицы как смотрели - они смотрели наружу, а наши глаза могут смотреть и внутрь себя. И больше никакая часть тела этого не может.
Но в пантомиме - и Марсель Марсо тому первый пример - он ювелир переложения на один палец всего себя. У него один палец может зажить жизнью, в которой выражена душа всего его. И это - епархия пантомимы, тут не нужны слова.
Мумин Шакиров: Скажите, для пантомимы существует такое разделение - добрый клоун и злой клоун?
Илья Рутберг: Скажите, Чарли Чаплин - это комический артист или трагический?
Мумин Шакиров: Чарли Чаплин - универсальный артист.
Илья Рутберг: Вот так же и в пантомиме. Потому что сущность нашей жизни трагикомична. И Чаплин - это гениально поймал. Точно так же и в пантомиме, и всюду. А Юрий Владимирович Никулин - он комический или трагический клоун? Как трагичны его глаза, когда шпрехшталмейстер не дает ему выпить, и как мы над этим хохочем с комом в горле, потому что мы-то уж это понимаем.
Мумин Шакиров: А вообще, изменилась ли пантомима за последние 10-20, за 50 лет?
Илья Рутберг: Колоссально! Мы можем это проследить на примере нашей страны, Советского Союза и России. Посмотрели Марселя Марсо - это было очень убедительно, это был шок. Его шаги на месте - это был триумф. Мои партнеры по выступлениям на концертах, оперные певцы пели арию Каварадосси и шагали на месте. А потом талантливые люди, тоже будучи в шоке от Марсо, но будучи талантливыми, решили: зачем подражать, почему так? И сделали по-другому, сделали много разных направлений пантомимы, театром пантомимы, соло, маленьких групп, очень отличающихся от Марселя Марсо, радикально. Марсо мне рассказывал, это потрясающе, как строят разные театры, антимарсовские, его ученики, которые у него прошли школу. И - надо ему отдать должное - первый, кто это приветствует, это Марсель Марсо. Поэтому пантомима так же многолика, так же бесконечно многообразна, как любое другое искусство.
Мумин Шакиров: Изменилось количество жестов?
Илья Рутберг: Нет, изменились языки пантомимы. Сейчас никто не шагает на месте, потому что это из другого театра - из театра Марселя Марсо. Сейчас очень много разного, но, как правило, на одной основе. Пантомима должна оперировать жестом, узнаваемым по жизни. Что делает пантомима? Очень точно сформулировал Александр Яковлевич Таиров в своих записных книжках: пантомима - это не область переживания; пантомима - это область страстей. Многие направления пантомимы, театры все разные - и все берут от жизни, и что они делают с жестом из жизни, который обязан в пантомиме быть узнаваемым по жизни.
В наших движениях, в нашей жестикуляции, в мимике полно мусора. Понимаете, я передвигаю стакан - и я могу передвинуть его десятью движениями, и это будет нормально. Первое, что делает мим, очищает от мусора как бы жизнь, потому что это - область страстей. Когда мы в области страстей всаживаем нож в живот, то это одно движение, абсолютно очищенное. Когда два человека бросаются в объятия друг к другу, это одно движение, абсолютно очищенное. Если ни первый вариант, ни второй не очистить, то есть сломать природу, то рождается или комический или трагический эффект. Тем мы и пользуемся.
Но только очистить - этого мало. Я могу передвинуть стакан - и на этом объясниться в любви или объясниться в ненависти. Вот что будет главное. Так вот, это - главное. Точно как делал Дамье в своих карикатурах: если у него носатый депутат парламента в его серии "Парламент", то уж это сплошной нос, - он увидел в этом главное, и он это главное гипертрофировал. Вот это же делаем и мы. И для того чтобы мой жест в театре - а это и в жизни так - был или объяснением в любви, или объяснением в ненависти, я должен это главное укрупнить. А вот разные театры это укрупняют по-разному.
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: